Убеждаем ребёнка слушаться без слёз и капризов. Педагог-психолог Сангалова Наталья Геннадьевна.
17.06.2025
В воспитании детей нет абсолютных решений. У каждого ребенка свой характер и мамам приходится проявлять креативность в попытках убедить его, что надо сделать так, как говорит мама.
Чтобы повысить
эффективность общения со своими детьми, используйте ряд простых техник.
1. Превратите «Не делай так» в «Сделай так»
Не убегай! Не кусайся! – говорим мы, а
ребенок продолжает делать, что делал. Предложите ребенку вариант действия,
который вам по душе.
Пример:
Не таскай печенье из коробки! — Возьми яблоко или помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол, и мы вместе попьем чай с печеньем. Не разговаривай с набитым ртом! — Скажи, когда прожуешь. Тогда я смогу понять, что ты мне хочешь сказать.
2. Превратите «Прекрати» в «Продолжай»
Воспользуйтесь этой техникой, если вам не
приходит в голову альтернатива действиям ребенка.
Пример:
Прекрати кусаться! — У тебя чешутся зубки? Хочется кусаться? Вот тебе морковка. Кусай ее.
Перестань рисовать на стенах! — Вот тебе лист бумаги, рисуй здесь.
3. Предлагайте действенный выбор
Пpeдocтавляйте выбор: таким образом вы
даете ребёнку ощущение сопричастности, и понимание, что его желания и потребности
уважаются и учитываются.
Пример:
Надо одеться. — Ты сегодня сам(-а) выберешь, что надеть, или мне выбрать?
Время обедать. Садись за стол. — Ты сегодня сядешь рядом со мной или с папой?
Пора ложиться спать. — Какую тебе сказку почитать перед сном – про Красную Шапочку или Трех Поросят?
4. Получите согласие
Повседневную рутину в виде мытья посуды,
похода в магазин и т.п. выполнять гораздо легче, если сфокусироваться на
позитивных результатах от этих действий. Мытье посуды сделает нашу кухню чистой
и опрятной, после похода в магазин в доме появится еда. Также и с детьми – если
ребенок будет понимать, что даст ему данное действие, он выполнит его с большим
интересом.
Пример:
Убери игрушки. — Убери с пола игрушки, и мы сможем потанцевать вместе.
В ситуациях, когда ребенок вас игнорирует,
опуститесь на его уровень – так, чтобы ваши лица находились на одном уровне,
присядьте или возьмите на руки. Тем самым вы продемонстрируете ребенку свою
готовность войти в его мир.
Пример:
Ребенок сидит за столом, но не ест, а играется с едой. Вы готовите ужин, периодически напоминая ему, что сидеть нужно ровно, что есть следует ложкой/вилкой и т.п. Ребенок вас игнорирует. Сев рядом с ним, вы заметите, что он поглощен своей игрой и возможно вас просто не слышит. Сядьте рядом, установите зрительный контакт и объясните, что еду надо есть ложкой.
6. Подвиньтесь
Если вы находитесь лицом к лицу с кем-то,
это может трактоваться либо как тесная связь, либо конфронтация. Если же вы
находитесь бок о бок, то такая ситуация интерпретируется как равноправные
отношения. Если вы почувствовали ситуацию противостояния с ребенком,
подвиньтесь и займите боковую позицию, разорвав зрительный контакт.
7. Присоединитесь к его деятельности
Ребенок поглощен своей деятельностью, а вам
надо ему что-то сказать. Опуститесь на его уровень и подвиньтесь, проявите
интерес, к тому, чем он увлечен. Прочувствуйте ситуацию, прокомментируйте,
включитесь в его деятельность. Такие регулярные «включения» — прекрасный способ
развивать ваши отношения.
Пример:
Вы зовете ребенка ужинать. Он вас игнорирует, повторяя «Сейчас». Посмотрите, чем заняты сын или дочь, помогите закончить ими начатое. Будь-то укладывание кукол или парковка машинного парка.
Обязательно хвалите своих детей. Но делайте
это эффективно. Не просто «Молодец!». Подмечайте, как действия ребенка приводят
к хорошим результатам и какие его качества при этом были задействованы. Ребенок
убрал свои игрушки? Скажите: «Какая чистая комната» (результат). «Ты все свои
игрушки сложил» (действие). «Молодчина!» (качество). Только в такой
последовательности малыш поймет, за что вы его похвалили.
Испробовав эти методы на практике, вы
научитесь применять их в комплексе. В их применении будьте последовательны и не
забывайте подкреплять слова делом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.06.2025
Дата обновления: 17.06.2025
Дата публикации: 17.06.2025