Дидактическая игра, как средство познавательного интереса у старших дошкольников. Воспитатель Шестакова Екатерина Геннадьевна.
15.03.2025
Из многих проблем
современности особенно актуальной остается проблема развития у детей
познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом
в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей
личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического
развития ребенка.
Одним из эффективных
методом формирования познавательного интереса дошкольников является дидактическая
игра, в задачи которой входит не только передача конкретных знаний,
умений и навыков, но и развитие
психических процессов, творческих способностей ребенка.
Дидактическая игра представляет собой
одновременно и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форму
обучения детей, и самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего воспитания
ребенка.
Развивающие
дидактические игры состоят из игрового замысла,
предлагаемого ребенку, игрового
материала и правил. Все эти компоненты определяются целью игры – тем,на что
данная игра направлена. С точки зрения Е.А. Волохиной, И.В. Юкиной, цель
дидактической игры всегда имеет два аспекта:
1) познавательный аспект;
2) воспитательный.
Чтобы дидактическая игра оставалась
игрой, а не превращалась в строгое усвоение знаний и умений, она должна
обязательно состоять из игрового замысла, т.е. той игровой ситуации, в которую
вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен
учитывать
индивидуальные потребности и склонности
детей, а также особенности их возраста. И наконец, важнейшей особенностью дидактической
игры является игровых правил, доводящих до сознания детей замысел игры, игровые
действия и обучающую задачу.
Поскольку дидактическая развивающая игра
является для ребенка интересной, он охотно и добровольно включается в нее и
соответственно получает новый опыт, который становится его личным достоянием.
В будущем ребенок переносит усвоенный опыт в новые ситуации, развивая
познавательный интерес и творческую
инициативу.
Дидактический наглядный материал
занимает центральное место, он помогает реализовать принцип наглядности,
отвечает особенностям детского мышления, и является средством активизации
познавательного интереса ребенка. По мнению Е.И. Удальцовой, дидактический
наглядный материал выполняет ряд функций:
·
наглядность;
·
дает возможность педагогу организовать
учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой,
развивать у них желание получать новые знания;
·
увеличивает объем познавательной
деятельности детей на занятиях;
·
расширяет возможности педагога в решении
образовательных,воспитательных и развивающих задач.
Дидактический наглядный материал бывает
двух видов:
1. Демонстрационный материал (крупный) –
для показа и работы детей.
2. Раздаточный материал (мелкий) –
ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание
педагога. Они отличаются по назначению: первый служит для объяснения и показа
способов действий воспитателем, вторые
дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой
вырабатываются необходимые навыки и умения.
Таким образом, в дидактической игре
ребенок получает необходимые знания, расширяющие его кругозор, что позволяет ему
исследовать окружающий мир, познавать его. Дидактическая игра является
достаточно эффективным средством формирования произвольного поведения ребенка, в
частности таких качеств, как организованность и самоконтроль.Обязательные для
всех правила игры регулируют поведение детей,ограничивают их импульсивность.
Если правила поведения, декларируемые взрослыми, вне игры обычно плохо усваиваются
детьми и часто нарушаются ими, то правила дидактической игры, которые
становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно
входят в жизнь детей.
С помощью дидактических
игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные
знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические
игры способствуют развитию сенсорных способностей детей. Процессы ощущения и
восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников
с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических
игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия
ребенком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь
детей: пополняется и активизируется словарь, формируется
правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно
выражать свои мысли. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию–
главная задача многих словесных игр.
С помощью дидактической
игры у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении
к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах
поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и
отрицательных качествах личности. В
воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит
содержанию и правилам игры.По характеру используемых материалов Е.А. Волохина,
И.В. Юкина выделяют следующую классификацию дидактических игр:
1. Игры с предметами (используются как
бессюжетные игры: шары,цилиндры, пирамидки и др., так и сюжетные дидактические
материалы:куклы, предметы быта, овощи и т.п.). С помощью этого вида игр
ребенок познает предметы окружающего мира, пополняет свой словарный запас,
узнает назначение предметов. У ребенка
развивается внимание, память,воображение.
2. Настольные игры (ребенок
взаимодействует не с предметами, а с их изображениями – подбор картинок по
сходству, составление целого из частей(разрезные картинки, кубики)). С помощью
этого вида игр ребенок систематизирует знания об окружающем мире, развивает
мыслительные
процессы и операции, внимание.
3. Словесные дидактические игры (более
сложный вид игр, с помощью которых ребенок учится оперировать представлениями,
развивает речь,закрепляет словарный запас, формирует умение считать,
ориентироваться в пространстве.
Таким образом, в дошкольном возрасте
дидактические игры содержат разносторонние условия для формирования
познавательного интереса, при этом происходит не только передача конкретных
знаний, умений и навыков,но и развитие психических процессов, способностей
ребенка, что является необходимым в процессе дальнейшего школьного обучения.
Сущность дидактической игры заключается в том, что с помощью игр,
разнообразных по своему содержанию и используемым материалам, дети познают окружающий мир, природу, развивают внимание, память,
мышление,
воображение. Кроме того, дидактические материалы формируют способность детей к проектной деятельности, что также развивает их познавательный интерес и тво
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.04.2025
Дата обновления: 07.04.2025
Дата публикации: 15.03.2025