Дидактическая игра, как средство познавательного интереса у старших дошкольников. Воспитатель Шестакова Екатерина Геннадьевна.

15.03.2025

Из многих проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка.

Одним из эффективных методом формирования познавательного интереса дошкольников является дидактическая игра, в задачи которой входит не только передача конкретных знаний,

умений и навыков, но и развитие психических процессов, творческих способностей ребенка.

Дидактическая игра представляет собой одновременно и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форму обучения детей, и самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего воспитания ребенка.

Развивающие дидактические игры состоят из игрового замысла,

предлагаемого ребенку, игрового материала и правил. Все эти компоненты определяются целью игры – тем,на что данная игра направлена. С точки зрения Е.А. Волохиной, И.В. Юкиной, цель дидактической игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный аспект;

2) воспитательный.

Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в строгое усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из игрового замысла, т.е. той игровой ситуации, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен учитывать

индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их возраста. И наконец, важнейшей особенностью дидактической игры является игровых правил, доводящих до сознания детей замысел игры, игровые действия и обучающую задачу.

Поскольку дидактическая развивающая игра является для ребенка интересной, он охотно и добровольно включается в нее и соответственно получает новый опыт, который становится его личным достоянием. В будущем ребенок переносит усвоенный опыт в новые ситуации, развивая

познавательный интерес и творческую инициативу.

Дидактический наглядный материал занимает центральное место, он помогает реализовать принцип наглядности, отвечает особенностям детского мышления, и является средством активизации познавательного интереса ребенка. По мнению Е.И. Удальцовой, дидактический наглядный материал выполняет ряд функций:

·              наглядность;

·              дает возможность педагогу организовать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания;

·                 увеличивает объем познавательной деятельности детей на занятиях;

·                 расширяет возможности педагога в решении образовательных,воспитательных и развивающих задач.

Дидактический наглядный материал бывает двух видов:Хочу такой сайт

1. Демонстрационный материал (крупный) – для показа и работы детей.

2. Раздаточный материал (мелкий) – ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Они отличаются по назначению: первый служит для объяснения и показа

способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.

Таким образом, в дидактической игре ребенок получает необходимые знания, расширяющие его кругозор, что позволяет ему исследовать окружающий мир, познавать его. Дидактическая игра является достаточно эффективным средством формирования произвольного поведения ребенка, в частности таких качеств, как организованность и самоконтроль.Обязательные для всех правила игры регулируют поведение детей,ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые взрослыми, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила дидактической игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры способствуют развитию сенсорных способностей детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию– главная задача многих словесных игр.

С помощью дидактической игры у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и

отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.По характеру используемых материалов Е.А. Волохина, И.В. Юкина выделяют следующую классификацию дидактических игр:

1. Игры с предметами (используются как бессюжетные игры: шары,цилиндры, пирамидки и др., так и сюжетные дидактические материалы:куклы, предметы быта, овощи и т.п.). С помощью этого вида игр ребенок познает предметы окружающего мира, пополняет свой словарный запас,

узнает назначение предметов. У ребенка развивается внимание, память,воображение.

2. Настольные игры (ребенок взаимодействует не с предметами, а с их изображениями – подбор картинок по сходству, составление целого из частей(разрезные картинки, кубики)). С помощью этого вида игр ребенок систематизирует знания об окружающем мире, развивает мыслительные

процессы и операции, внимание.

3. Словесные дидактические игры (более сложный вид игр, с помощью которых ребенок учится оперировать представлениями, развивает речь,закрепляет словарный запас, формирует умение считать, ориентироваться в пространстве.

Таким образом, в дошкольном возрасте дидактические игры содержат разносторонние условия для формирования познавательного интереса, при этом происходит не только передача конкретных знаний, умений и навыков,но и развитие психических процессов, способностей ребенка, что является необходимым в процессе дальнейшего школьного обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что с помощью игр, разнообразных по своему содержанию и используемым материалам, дети познают окружающий мир, природу, развивают внимание, память, мышление,

воображение. Кроме того, дидактические материалы формируют способность детей к проектной деятельности, что также развивает их познавательный интерес и тво

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.04.2025

Дата обновления: 07.04.2025

Дата публикации: 15.03.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».