Почему ОНР это не ЗПР, почему ЗПР не так страшно и что с этим делать. Учитель-логопед Веселова Анастасия Сергеевна.
12.03.2025
Разграничение
таких нарушений у ребёнка, как задержка психического развития (ЗПР) и общее
недоразвитие речи (ОНР) диктуется современными проблемами
коррекционно-педагогической практики. В связи с наличием сходных признаков
данных нарушений, необходима дифференциальная диагностика, подбор адекватного
образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы, грамотной
работы специалистов.
Общее
недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у
детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к
звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Задержка
психического развития (ЗПР) – это личностная незрелость, негрубое нарушение
познавательной сферы, синдром ВРЕМЕННОГО отставания психики или отдельных её
функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Таким
образом, в первом случае (ОНР) речь является единственной нарушенной
психической функцией. Значит, нарушение речи имеет ПЕРВИЧНЫЙ характер.
Соответственно и коррекционная работа
будет направлена ТОЛЬКО на компоненты речи. Главным специалистом является
ЛОГОПЕД.
А
вот во втором случае (ЗПР) будут ЗАДЕРЖАНЫ в своем формировании все высшие психические
функции. Отмечается недоразвитие слуховых, зрительных, моторных функций,
оптико-пространственные нарушения, недостаточность тактильного восприятия и
прочее. Особенно часто указывается на замедленность приема и переработки
сенсорной информации, снижение показателей памяти, внимания. Практически у всех
таких детей (с ЗПР) отмечается отставание в речевом развитии (по всем его
параметрам, хотя акценты у разных детей падают на разные стороны речи).
Указывается и на их недостаточную любознательность. Особенности мозговой
деятельности у детей с задержкой сводятся к тому, что при разных формах
нарушения речевого развития могут страдать:
-
глубинные структуры мозга, оказывающие тормозное восходящее влияние на его кору
и замедляющие ее развитие;
- вторичные
поля коры, препятствующие своевременному становлению функций речевого слухового
гнозиса и артикуляционного праксиса;
- проводящие
пути между отдельными участками коры мозга, обеспечивающие образование
необходимых ассоциативных связей.
Основной
особенностью таких повреждений является их парциальность (неполнота,
избирательность. Наличие «здоровых» участков мозга у детей с «задержками»
позволяет усвоить объем знаний, достаточный для включения в работу (хотя бы
частичное) третичных полей коры мозга. Это объясняет то, что детям с ЗПР
доступны определенные мыслительные операции символического характера. При
некоторых формах ЗПР повреждение мозга может вовсе отсутствовать, уступая место
неблагоприятным социальным факторам (педагогическая запущенность).
Таким
образом, речь будет ВТОРИЧНО нарушена. Значит и коррекционная работа должна
быть направлена на формирование в первую очередь на психические функции,
которые будут БАЗОЙ для речи. Главным
специалистом тут будет ДЕФЕКТОЛОГ.
Например, для
формирования словарного запаса нужно сначала сформировать память, поскольку
если ребенок не может запомнить слова, он не сможет построить предложение. Это
примерно, то же самое, что вы попросите ребенка построить башню, но кубиков ему
не дадите.
Что делать? Как уже выше было обозначено, ЗПР это ВРЕМЕННОЕ отставание психики или отдельных её
функций. НО для того, чтобы психические функции выровнять, нужна
грамотная коррекционная работа. Самым лучшим периодом для коррекции является
возраст 4-6 лет. Что позволяет к школьному обучению «догнать» возрастную норму.
Часто при неправильной дифференциальной
диагностике дети с задержкой попадают в
группы для детей с ОНР. Таким образом, дети остаются без грамотной помощи
дефектолога, своевременно не происходит восполнения отстающих компонентов, что
приводит к еще большему отставанию. Вроде бы и звуки произносятся правильно, но
словесно-логическое мышление не сформировано. Такие дети часто не готовы к
обучению в школе, что приводит их в ситуацию постоянного неуспеха. Это
губительно влияет на мотивацию к обучению и всю учебную деятельность в целом.
Дети не видят смысла в учении, ведь все - равно ничего не получается.
Глупо боятся
того, что можно исправить, еще глупее ждать, что все пройдет само. При
отсутствии правильной коррекционной работы задержанные компоненты только будут
увеличиваться, создавая «снежный ком», что в итоге может привести уже к НАРУШЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.04.2025
Дата обновления: 03.04.2025
Дата публикации: 12.03.2025