«Система работы по обучению заикающихся детей мышечному расслаблению и снятию эмоционального напряжения» (релаксация 1 этап). Учитель-логопед Дмитриева Елена Сергеевна.
28.01.2025
При коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов – необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.
Наблюдая ребенка
во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ,
языка, шеи а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки
ребенка преодолеть это состояние приводят к напряжению новых групп мышц (всего
лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы
«непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и
точно управлять ими (т.е. говорить без запинок), необходима расслабить мышцы,
снять их напряжение.
Мышечная и эмоциональная раскованность – это главное условие
для естественной речи и правильных телодвижений.
Обучая детей
расслаблению, логопед показывает соответствующие движения и разъясняет их так,
чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности
данной группы мышц. Напряжение
должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.
Расслабление
вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («олени», «кораблик»). Это
увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая
ведущему, а перевоплощаясь, входят в заданный образ. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением,
дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления
речи.
У заикающихся
детей ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются,
негативируют; им свойственна частая смена настроений, неуверенности в речи,
неспособность к длительным волевым усилиям и т.п. Следовательно, при устранении
заикания в одинаковой мере необходимо избавление как от мышечной так и от
эмоциональной напряженности.
Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при
достаточно полном расслаблении мышц.
Взрослые всегда должны помнить, что мышечная релаксация и
внутреннее спокойствие – необходимые условия для исправления речи.
Процесс обучения
релаксации делится на три этапа:
1 этап – мышечная релаксация по
контрасту с напряжением;
2 этап – мышечная
релаксация по представлению. Внушение состояние покоя и расслабленности;
3 этап – внушение
мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.
Релаксацию логопед
проводит в течение 10 минут в начале каждого занятия. Дома рекомендуется
вызывать релаксацию на первом этапе в положении сидя, а на втором и третьем – в
положении лежа.
На 1 этапе логопед объясняет детям, что такое поза покоя.
Предлагает им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной
опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги
расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению
к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в
привычку и помогает детям быстрее сосредоточиваться, переходя от подвижной игры
к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой
стихотворной форме. В дальнейшем все стихи, в которых дается описание
необходимых действий, читает взрослый (логопед, родители, воспитатель). Дети их
не повторяют вслух и специально не заучивают.
Логопед показывает
и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту
с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей
в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Дети, которые медленно
поддаются расслаблению, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения. По
мере усвоения отдельных упражнений в целях экономии времени рифмованный текст
для повторных упражнений можно сократить или заменить краткими командами.
Интонация и медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению
приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе,
спокойствии.
1 этап.
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
Расслабление мышц рук.
Логопед. Ребята, сядем ближе к краю стула,
обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим (
Логопед показывает и помогает детям принять позу покоя).
Внимание!
Все умеют
танцевать,
Прыгать,
бегать, рисовать,
Но не все пока
умеют
Расслабляться,
отдыхать.
Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, в
замедленном темпе, с длительными паузами.
Есть у нас
игра такая –
Очень
легкая, простая:
Замедляется
движенье,
Исчезает
напряженье…
И
становиться понятно:
Расслабление – приятно!
Упражнение «Кулачки»
Логопед. Сожмите пальцы в кулачок(показывает,
руки лежат на коленях) покрепче.
Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук!
Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать
пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели.
Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза). А теперь
слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох – выдох…
Руки на
коленях,
Кулачки
сжаты,
Крепко, с
напряжением,
Пальчики
прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики
сильней сжимаем –
Опускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого
ребенка.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени»
Логопед. Представим себе, что мы олени.(Поднимает
над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот такие
рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает
напряжение, с силой раздвигая пальцы). Руки стали твердыми, как рога у
оленя. (Логопед проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка).
Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки.
Уроните на колени. (Руки уже не
скрещивают). Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох –
выдох! (2 раза).
Посмотрите: мы олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Руки снова на колени,
А теперь – немного лени…
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки не напряжены
И рассла-а-блены…
Логопед легким движением пальцев проводит по руке каждого
ребенка от плеча до кончиков пальцев.
Знайте,
девочки и мальчики:
Отдыхают ваши
пальчики!
Дышите
легко…ровно…глубоко…
- Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули,
успокоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как
приятно, когда, руки не напряженные. Вы поняли, как их расслабить, сделать
мягкими, послушными!
Расслабление мышц ног.
Логопед. Дети примите позу покоя.
Руки – на коленях…
Успокоились. Слушайте и делайте, как я. (Повтояют упражнения «Кулачки»,
«Олени» под команду и показ логопеда).
Сжали кулачки, посильнее, чтобы косточки побелели – разжали,
расслабились. Теперь подняли руки над головой, как рога у оленей, - пустили,
расслабились.
Также на
последующих занятиях логопед повторяет с детьми предыдущие упражнении со
стихами или без них, по окончании повторных упражнений логопед обращает
внимание детей на приятные ощущения от расслабленности мышц, например: «Руки
свободные, ненапряженные, хорошо!» На усмотрение логопеда повторение может быть
закончено или словами логопеда, или стихами. Например:
Руки не напряжены
И рассла-а-блены …
Наши руки так стараются,
Пусть и ноги расслабляются…
Упражнение «Пружинки»
Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки
выскакивают из пола и отталкивают носки ваших ног так, что стопы отрываются от
пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Логопед
показывает движения). Снова прижмемся стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох,
как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились!
Как приятно! Отдыхаем… Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! (2 раза).
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок – отдыхай!
(Упражнение повторяется три раза).
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И рассла-а-блены…
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко…ровно… глубоко…
Упражнение
«Загораем»
Логопед. Представьте себе, что ваши ноги
загорают. (Логопед показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле).
Ноги поднимаем, держим…держим… Ноги напряглись! (Логопед подходит к каждому
из детей и проверяет напряжение мышц ног). Теперь опустим ноги. Повторим
упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали
и отдыхают, расслабились!... Как хорошо, приятно стало, ноги не напряженные.
Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Загораем! Опускаем!
(Ноги резко опустить на пол)
Ноги не наряжены
И рассла-а-блены.
Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на
коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем
сравнить с их расслаблением.
Логопед. Вот и закончилась наша игра. Вы
немного отдохнули, успокоились, поняли, как расслабить свои ноги.
Расслабление мышц рук,
ног и корпуса.
Логопед. Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя). Слушайте и делайте, как я.
(Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих
занятий).
Упражнение «Штанга»
Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте!
Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите
кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу…
Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают
вдоль туловища, рис.9). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко
дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..
Мы готовимся к
рекорду,
Будем заниматься
спортом. (наклониться вперед)
Штангу с пола поднимаем…(распрямиться)
Крепко держим…
Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей,
обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.
- И бросаем! (Упражнение
повторяется 3 раза).
Наши мышцы не устали –
И еще
послушней стали!
Нам
становиться понятно:
Расслабление
– приятно.
Упражнение «Кораблик»
Логопед. Представьте себе, что мы на корабле.
Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки
сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога
напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается
пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем
левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились.
Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую – расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для
левой. Логопед обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние
мышц ног.
- А теперь сядьте и слушайте (Логопед говорит медленно,
спокойно.)
Снова
руки на колени,
А
теперь – немного лени…
Напряженье улетело –
И расслаблено все тело…
Наши
мышцы не устали
И еще
послушней стали.
Дышится легко… ровно…
Глубоко…
Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились.
Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.
Расслабление мышц
живота.
Логопед. Начинаем игру. Руки положите на
колени, успокойтесь. (Дается формула общего покоя, и после нее повторяются
кратко по три раза упражнения для расслабления рук, ног и корпуса.)
Напряженье улетело,
И
расслаблено все тело.
Упражнение «Шарик»
Логопед. Начинаем новое упражнение.
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети
кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой
воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. (Логопед показывает, как
поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) Это сильное напряжение,
неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у
нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой
почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!
Логопед обходит
всех детей, проверяет, правильно ли они выполняют это задание. Для наглядности
можно встать рядом, положить руку ребенка себе на живот, на область диафрагмы,
и предложить сделать одновременно с логопедом вдох – выдох. Ребенок при этом
продолжает второй рукой контролировать сокращение собственных мышц при дыхании. – Вдохнуть!
- Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь
легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный,
ненапряженный! Делайте, как я!
Вот
как шарик надуваем!
А
рукою проверяем. (Делается вдох).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши
мышцы расслабляем!
Дышится легко…ровно…глубоко…(Повторить три раза.)
- Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули,
успокоились, расслабились ваши руки и ноги, вам легко и приятно дышится.
Расслабление мышц шеи.
Логопед. Дети! Начинаем игру. Принять позу
покоя. Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя, а затем
повторяются кратко упражнения для расслабления мышц живота).
Упражнение «Любопытная Варвара»
Логопед. Сейчас делаем новое упражнение.
Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно
дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите
напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение . Посмотрите прямо. Мышцы
шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше!
Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы слева напряглись,
стали как каменные. Даже дышать трудно… Посмотрите прямо. Расслабились мышцы
шеи. Легко дышится. (Логопед подходит к каждому ребенку и учит его ощущать
напряжение и расслабление шейных мышц). Слушайте и делайте, как я.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И рассла-а-блена!
(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).
Теперь поднимайте голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше
откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!...
Выпрямились! Легко стало, свободно дышится
Слушайте и делайте, как я.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех , все дальше вверх!
Возвращается обратно-
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-бле-на…
А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи
сзади. Стали твердые. Выпрямляйтесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится.
Слушайте и делайте как я.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно-
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на…
- Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились.
Расслабились ваши
руки, ноги, шея. Руки, ноги и шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и
приятно дышится.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.01.2025
Дата обновления: 28.01.2025
Дата публикации: 28.01.2025