04.06.2024
Все родители задают главный
вопрос – готов ли мой ребенок к школьному обучению?
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения
устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить
трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.
Рекомендации для
родителей.
Развитие фонематических процессов и
коррекция нарушений звукопроизношения.
1. К моменту поступления в школу ребенок
должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между
собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с
логопедом.
2. Обратите внимание на сформированность
слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не
переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер,
экскаватор, велосипедист и т.д.
3. Развитию фонематических процессов
помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в
детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. :
· Произнесите ряд слов и
попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный
звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]».
Так можно «играть» с любым звуком речи.
·
Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в
комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой
другой звук).
·
Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный
звук.
· Попросите вспомнить и
назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких
животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой
другой).
К моменту поступления в школу у ребенка
должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются
важной операцией при последующем обучении ребенка.
Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие
задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить,
например, на прогулке:
1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама
моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.». Назови первое и последнее слово в
предложении.
2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и
т.д.
3. Придумай предложение с маленьким словом
«на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на
столе.»
4. Составь как можно больше слов, используя
буквы заданного слова. Например:метрополитен, велосипедист,
экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
5. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например:
ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
6. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример:
слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок
(слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
7. Назови первый звук в словах. (Произносим
слова с первым гласным звуком: утка, аист, обруч и т.д.; с первым согласным
звуком: кошка, шуба, зонти т.д.)
8. Назови последний звук в словах. В 8 и 9
задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно
звук, а не букву.
9. «Угадай слово» Родители
предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам,
делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
10.«Где спрятался звук?»Ребенок
должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине,
конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове
«миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
11.«Рассыпушки» Ребенку предлагается
собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое
задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать
слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно
загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса),
с о т л (стол), о к ш к а (кошка).
Развитие зрительно-пространственных
представлений.
1. «Найди спрятанное». Предложите
ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя
инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо,
повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую
руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо,
правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать
умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
3. «Графический диктант по клеточкам».
Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную
ориентировку, но и готовит руку к письму.
4.«Чего не хватает?». На рисунке
изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок
должен определить, чего не хватает и дорисовать.
5.«Что изменилось?» Разложите перед
ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте
игрушки местами и спросите, что изменилось?
При общении с
ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова
произносите четко и ясно.
Своевременно устраняйте недостаток речи
ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте
осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично
поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или
говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
Родителям важно знать,
что нарушения и недостатки устной речи могут повлиять на формирование
письменной речи, затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка и
проявляться в специфических ошибках. Следовательно, необходима ранняя
своевременной коррекция устной речи, профилактическая работа в первом классе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.06.2024
Дата обновления: 04.06.2024
Дата публикации: 04.06.2024