Консультация – практикум для родителей «Воспитание плавности речи в театрализованных играх». Учитель-логопед Дмитриева Елена Сергеевна

16.02.2024

Известно, что заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи) проявляется прежде всего в речевой коммуникации, развитие которой достаточно успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на своем дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии. Я организую эти игры почти на каждом логопедическом занятии.

У заикающихся детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы необходимо давать игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм.

Игровые упражнения по развитию мимики

• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).

• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

“Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

“Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

• “Обиделись” (опускают уголки губ).

• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по обучению жестам

• Покажите высокого мальчика, “низкого”; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

• “Расцвели, как цветы”.

•“Завяли, как травка”.

•“Полетим, как птицы”.

•“Идет медведь по лесу”.

• “Крадется волк за зайцем”.

• “Плывут уточки”.

•“Идут пингвины”.

•“Жук перевернулся на спину”.

•“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).

•“Мчатся олени”

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Заикающиеся дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

На втором этапе используются такие приемы, как сопровождение моих действий и действий детей словами, доступными заикающимся детям, а также фиксация их внимания на окружающих предметах, их свойствах. Затем переходим к театрализованным играм. Дети заранее с воспитателем заучивают стихи, прибаутки, потешки, тексты, выбранные мной, учатся вождению кукол (настольных, плоскостных, пальчиковых, би-ба-бо).

Необходимо стараться подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты выбираются таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.

Пример. Текст для зайца из пальчикового театра.

Зайчик скачет — скок, скок, скок — На зеленый на лужок. Щиплет травку, кушает, Осторожно слушает.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи. Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни.Хочу такой сайт

Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается: Вымыл лапки, вымыл уши, Вытирается посуше.

Вышел волк, а зайка — скок — Под зеленый под кусток

После театрализованной игры целесообразно задать детям вопросы:

• Как выглядит зайчик? (Маленький, крошечный, пушистый, серый.)

Что он умеет делать? (Прыгать, скакать, щипать травку, умываться.)

Кого он боится? (Волка, лису.) Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру куклу би-ба-бо (Петрушка, Незнайка, Буратино), которая помогает перенести диалог со сцены в зрительскую аудиторию. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают им рассмотреть. Куклы би-ба-бо позволяют усложнить и движения — кроме пальцев дети начинают активно работать кистью.

На третьем этапедети постепенно овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.

Этому этапу работы соответствует настольная театрализованная игра “Петушок и кот”:

Встретил петушок кота И спросил его тогда:

— Почему ты черный кот?

—Лазал ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану ел.

— Почему ты серым стал?

— Меня пес в пыли валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это

Вопросы формулируются таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. Например.

• Почему котенок вылез из дымохода черным? (Испачкался в саже, труба от дыма черная).

Почему он стал белым? (Сметана белая, шубка испачкалась в сметане, сметана прилипла к шубке.)

Почему он стал серым? (Пыль серого цвета.)

Какого цвета он на самом деле? (Полосатый? Черный? Белый? Пятнистый? Рыжий? и т. д.)

• Что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котенка? (Надо его вымыть.)

Данный текст можно связать с такой задачей, как составить ряды слои, аналогичных следующим: котик — кот — котище; песище — пес — песик.

Результаты от использования театрализованных игр будут еще выше, если на занятиях по конструированию дети сами сделают их персонажей.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.02.2024

Дата обновления: 16.02.2024

Дата публикации: 16.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».