17.12.2023
У
большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании
падежей и предлогов, неправильное их употребление. Результаты исследований показывают,
что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин
проявления некоторых видов дисграфии у школьников.
Предлоги
– это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и
предложениях.Важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога
(так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет
правильно употребить их в своей речи. Значение каждого предлога объясняется
отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным
показом на конкретных предметах.
Нарушение предложно-падежных конструкций
проявляется в виде следующих ошибок:
- пропуск или замена предлогов; в речи детей могут отсутствовать сложные предлоги из-за, из-под, дети воспринимают предлог как часть слова;
-
замена одной предложно - падежной конструкции другой (Кот лежит на столе);
-
неправильное употребление падежного окончания существительного (Девочка бежит с
горка);
-
неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Машина едет
на горка).
Значение каждого предлога нужно
объяснять отдельно, сопровождать наглядным и неоднократным показом действий:
«Смотри, я кладу карандаш на стол, а теперь на книгу»
При объяснении значений предлогов часто используют символы. Каждому предлогу соответствует свой символ.
После
знакомства с символами, можно использовать их в упражнениях. Взрослый выполняет
действие ли показывает картинку, а ребенок подбирает подходящий символ к
действию.
Можно предлагать ребенку выполнять
действия-поручения даже в обычных бытовых ситуациях. Например, накрывая на
стол, попросить положить на стол тарелки, столовые приборы. Убирая со стола,
положить посуду в раковину. Убрать игрушки в комод (в корзину, на полку и
т.д.). Задавайте ребенку вопросы, побуждая его произносить предложения: «Я
положил мишку в корзину. Пазлы убрал на полку»
Для усвоения правильного употребления
предложно-падежных конструкций можно использовать игры. Игра – ведущий вид
деятельности для детей дошкольного возраста. В игровой форме новый учебный
материал усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становится
доступным.
Ø Игра
«Прятки»
Взрослый
прячет игрушку, а ребенок ее ищет и говорит, где нашел: «Я нашел машину под
столом. Машина лежит на тумбочке»
Ø Игра-упражнение
«Сделай, как скажу»
Взрослый называет
действие (с предлогом), ребенок выполняет. Потом участники меняются ролями.
Пример: «Положи мишку на диван. Спрячь мишку под стол». Усложнение: после
выполнения действия, ребенок называет обратное действие: «Я взял мишку с
дивана. Я достал мишку из-под стола»
Ø Игра
«Веселое путешествие».
Взрослый
произносит предложение без предлога, ребенок вставляет предлог
Белка
прыгает … веткам.
Машина
едет … дороге.
Ø «Что
изменилось»
Взрослый
расставляет пять игрушек на столе. Например, зайцасажает на машину, мишку -
около машины, куклу сажает на собаку. Ребенок запоминает это расположение
(можно проговорить вслух) и отворачивается. Взрослый в это время меняет местами
две игрушки. Ребенок старается отгадать, что изменилось: «Кукла сидела на
собаке, а теперь она за собакой. Зайка сидел на машине, а теперь он перед
машиной. Мишка был около машины, а теперь в машине». Игроки меняются местами,
теперь взрослый отгадывает, что изменилось.
Ø Игра
с мячом «Добавь слова».
Взрослый
называет часть предложения и бросает мяч. Ребенок заканчивает предложение,
используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».
Стул
стоит….
Картина
висит….
Торшер
стоит….
Ø Игра
«Исправь ошибки».
Взрослый
предлагает исправить предложения рассеянного человека, который читал книгу и
перепутал все слова:
«На
столе сапожки, под столом лепешки».
«Под
столом портрет, над столом табурет».
Ø Игра
«Солнечный зайчик».
С
помощью зеркала взрослый показывает солнечного зайчика, ребенок находит зайчика
и говорит, куда он спрятался.
Зайчик
под столом.
Зайчик
на стен.
Для овладения многообразием окончаний
имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо
достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае задавайте
ребенку вопросы и просите ответить полным предложением.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.12.2023
Дата обновления: 17.12.2023
Дата публикации: 17.12.2023