Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста. Учитель-логопед Бурова Татьяна Валерьевна.

17.12.2023

У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов, неправильное их употребление. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.

Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.Важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

- пропуск или замена предлогов; в речи детей могут отсутствовать сложные предлоги из-за, из-под, дети воспринимают предлог как часть слова;

- замена одной предложно - падежной конструкции другой (Кот лежит на столе);

- неправильное употребление падежного окончания существительного (Девочка бежит с горка);

- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Машина едет на горка).

Значение каждого предлога нужно объяснять отдельно, сопровождать наглядным и неоднократным показом действий: «Смотри, я кладу карандаш на стол, а теперь на книгу»

При объяснении значений предлогов часто используют символы. Каждому предлогу соответствует свой символ.

После знакомства с символами, можно использовать их в упражнениях. Взрослый выполняет действие ли показывает картинку, а ребенок подбирает подходящий символ к действию.

Можно предлагать ребенку выполнять действия-поручения даже в обычных бытовых ситуациях. Например, накрывая на стол, попросить положить на стол тарелки, столовые приборы. Убирая со стола, положить посуду в раковину. Убрать игрушки в комод (в корзину, на полку и т.д.). Задавайте ребенку вопросы, побуждая его произносить предложения: «Я положил мишку в корзину. Пазлы убрал на полку»

Для усвоения правильного употребления предложно-падежных конструкций можно использовать игры. Игра – ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста. В игровой форме новый учебный материал усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становится доступным.

Ø Игра «Прятки»

Взрослый прячет игрушку, а ребенок ее ищет и говорит, где нашел: «Я нашел машину под столом. Машина лежит на тумбочке»

Ø Игра-упражнение «Сделай, как скажу»

Взрослый называет действие (с предлогом), ребенок выполняет. Потом участники меняются ролями. Пример: «Положи мишку на диван. Спрячь мишку под стол». Усложнение: после выполнения действия, ребенок называет обратное действие: «Я взял мишку с дивана. Я достал мишку из-под стола»

Ø Игра «Веселое путешествие».

Взрослый произносит предложение без предлога, ребенок вставляет предлог

Белка прыгает … веткам.

Машина едет …  дороге.

Ноутбук стоит … столе.Хочу такой сайт

Ø «Что изменилось»

Взрослый расставляет пять игрушек на столе. Например, зайцасажает на машину, мишку - около машины, куклу сажает на собаку. Ребенок запоминает это расположение (можно проговорить вслух) и отворачивается. Взрослый в это время меняет местами две игрушки. Ребенок старается отгадать, что изменилось: «Кукла сидела на собаке, а теперь она за собакой. Зайка сидел на машине, а теперь он перед машиной. Мишка был около машины, а теперь в машине». Игроки меняются местами, теперь взрослый отгадывает, что изменилось.

Ø Игра с мячом «Добавь слова».

Взрослый называет часть предложения и бросает мяч. Ребенок заканчивает предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».

Стул стоит….

Картина висит….

Торшер стоит….

Ø Игра «Исправь ошибки».

Взрослый предлагает исправить предложения рассеянного человека, который читал книгу и перепутал все слова:

«На столе сапожки, под столом лепешки».

«Под столом портрет, над столом табурет».

Ø Игра «Солнечный зайчик».

С помощью зеркала взрослый показывает солнечного зайчика, ребенок находит зайчика и говорит, куда он спрятался.

Зайчик под столом.

Зайчик на стен.

Для овладения многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае задавайте ребенку вопросы и просите ответить полным предложением.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.12.2023

Дата обновления: 17.12.2023

Дата публикации: 17.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».