"Развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи". Учитель-логопед Шестакова Екатерина Геннадьевна.
13.11.2025
Развитие
согласованной деятельности левого и правого отделов мозга играет ключевую роль
в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи. Это способствует улучшению
речевых навыков, концентрации внимания и способности к запоминанию, что, в свою
очередь, повышает эффективность обучения и облегчает развитие коммуникационных
навыков у детей.
Межполушарное
взаимодействие представляет собой скоординированную работу обоих полушарий
мозга, обеспечивающую улучшение речевой функции, эффективное восприятие и
сохранение информации, а также развитие мыслительных процессов и координации
движений.
Дети
с тяжёлыми нарушениями речи сталкиваются
со значительными трудностями как в речевом, так и в когнитивном развитии, что
проявляется в нарушениях произношения, затруднениях в понимании обращённой речи
и построении грамматически правильных предложений. Нарушение координации
движений и слабая межполушарная связь затрудняют выполнение точных и координированных
движений, что негативно сказывается на развитии речи и процессе обучения.
Для
стимуляции межполушарного взаимодействия и развития речевых навыков у детей рекомендуется использовать простые и доступные
методы, такие как двигательные упражнения, ритмические задания, арт-терапия и
тактильная стимуляция.
1.
Двигательные упражнения
• Ползание по полу вперед и назад,
используя руки и ноги.
• Ловля и бросание мягкого мяча обеими
руками по очереди и вместе.
• Разминка для пальцев: сгибайте и
разгибайте пальцы по очереди.
• Перебирание мелких предметов (бусины,
крупа) между ладонями двумя руками.
2.
Ритмические упражнения
• Хлопки и топание в такт простой музыке
или стихам.
• Поочерёдное постукивание пальцами левой и
правой руки, проговаривая слоги.
• Повторение простых ритмических движений
руками.
3.
Арт-терапия
• Рисование пальцами на песке, используя
обе руки одновременно.
• Раскрашивание картинки, стараясь
использовать обе руки.
• Лепка из пластилина шара и соединение их
двуручно.
4.
Массаж и сенсорика
• Пальчиковый массаж каждой руки по
очереди.
• Игра с материалами
разной текстуры: ткань, губка, щётка.
• Самомассаж ладоней и кистей с помощью
мягких шариков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2025
Дата обновления: 13.11.2025
Дата публикации: 13.11.2025