«Система работы по обучению заикающихся детей мышечному расслаблению и снятию эмоционального напряжения» (релаксация 2 этап). Учитель-логопед Дмитриева Елена Сергеевна.
15.09.2025
Расслабление мышц речевого аппарата
( губ, нижней челюсти).
Первая часть.
Логопед. Дети начинаем игру. Примите позу покоя. ( Дается
формула общего покоя.) Слушайте и делайте , как я : вдох-выдох!.. Руки,
ноги ненапряженны, расслаблены.Все тело расслаблено. ( Повторяются движения
для расслабления мышц шеи- 1 этап).
Упражнение «Хоботок»
Логопед (показывает, как надо вытянуть губы). Вытяните губы «хоботком». Напряглись
губы. А теперь они стали мягкими, ненапряженными. (Логопед показывает
спокойное положение губ.Рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).
Слушайте и делайте, как я.
Подражаю я слону:
Губы «хоботком» тяну.
А
теперь их отпускаю.
Губы не напряжены
И
рассла-а-блены…
Все последующие упражнения для расслабления мышц речевого
аппарата повторяются по три раза. Дети могут ощутить напряжение и расслабление
губ, прикасаясь к ним чистым пальцем.
Упражнение «Лягушки»
Логопед. Внимательно смотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Логопед
показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука И. Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ.)
А теперь слушайте и делайте, как я. Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – перестану.
И
нисколько не устану!
Губы не напряжены
И
рассла-а-блены…
Упражнение
«Орешек».
Логопед. А теперь представьте, что вы
разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Логопед
показывает, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные.
Это неприятно. Разожмите челюсти. Легко стало,
рот приоткрылся, все расслаблено. Слушайте и делайте, как я.
Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
- Вы учились расслаблению речевого аппарата.
Вторая часть.
Логопед. Ребята, оставайтесь в позе покоя.
Сейчас, когда я буду
читать стихи, вы
закроете глаза. Начинается новая игра – «Волшебный сон». Вы не заснете
по-настоящему, будете все слышать, но вы не будете двигаться и открывать глаза,
пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова.
Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится
тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» Внимание… Наступает
«Волшебный сон»…(Тихим голосом, замедленно, с длительными паузами
дается новая формула общего покоя. Отдельные формулы внушения повторяются
два-три раза с изменением логического ударения.)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают…(2
раза)
Шея не напряжена
И рассла-а-блена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Громче, быстрее, энергичнее:
Хорошо нам
отдыхать!
Но пора уже
вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились,
расслабились ваши руки, ноги, все тело, губы и нижняя челюсть.
Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка).
Первая часть.
Логопед. Дети, начнем игру. Принять позу
покоя. Руки, ноги не напряжены. Расслаблены. Все тело расслаблено. Шея не
напряжена. Расслаблена. Дышится легко, ровно, глубоко! (Повторяются
упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.)
Вытянули губы вперед – У… Расслабились.
Растянули губы – И… Расслабились.
Сжали зубы… Расслабились. (3 раза).
Расслабились губы, нижняя челюсть опустилась.
Упражнение «Сердитый язык»
Логопед. Сегодня будем учиться расслаблять
мышцы языка. (Логопед показывает, как кончик языка с силой упирается в
верхние зубы.Объясняет, что язык при этом напрягается, что это напряжение
неприятно.)
Опустим язык! Он расслабился, как будто спит… Слушайте и
делайте, как я.
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Упражнение «Горка»
Логопед показывает, как, удерживая кончик языка за нижними
зубами, выгнуть спинку языка высокой горкой. Объясняет, что долго удерживать
это напряжение неприятно. Просит детей несколько раз повторить это упражнение.
При выполнении упражнения логопед обращает внимание детей, что при расслаблении
языка наступает приятное ощущение.
Логопед. Слушайте и делайте, как я!
Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю –
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Вторая часть.
Логопед. Дети, оставайтесь в позе покоя. К нам
приходит «Волшебный сон»Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…Засыпают…(2 раза)
Напряженье улетело…
И расслабило все тело…(2 раза)
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы. (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (2 раза)
Дышится легко… ровно…глубоко…
- Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.
Расслабление речевого аппарата.
Внушение состояния покоя и расслабленности по представлению.
Первая часть.
Логопед. Дети примите позу покоя. Расслаблены
наши руки и ноги. Все тело не напряжено. Расслаблено. (Повторяются
упражнения для расслабления губ и нижней челюсти). Вытягиваем губы вперед («Хоботок «) - расслабляемся. Растягиваем губы («Лягушки»)
– расслабляемся. Сжимаем крепко зубы («Орешек») – разжимаем – расслабляемся.
Упираемся языком в верхние зубы («Сердитый язык») – расслабляемся. Упираемся
языком в нижние зубы («Горка») – расслабляемся. Расслаблен наш речевой аппарат!
Вторая часть.
Логопед .Дети! Вы уже умеете отдыхать. Ваши руки, ноги, речевой аппарат расслабились по вашему желанию. Оставайтесь в позе покоя! Слушайте! Приходит «Волшебный сон»…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…(2
раза)
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко у сейчас…
Ноги теплые у нас..
Дышится легко…ровно…
глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно
расслабляется…(2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным
привык! (пауза)
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
- Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули,
успокоились и расслабились.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.09.2025
Дата обновления: 15.09.2025
Дата публикации: 15.09.2025