«Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста». Учитель-логопед Шестакова Екатерина Геннадьевна.
08.09.2025
Дидактическая
игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников.
Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая
деятельность, и как средство развития речи ребенка.
Дидактические
игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей; получению
новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них
представления о предметах и явлениях природы; развитию памяти, внимания,
наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать
умозаключения, а также развитию речи детей: пополнению и активизации словаря,
формированию правильного звукопроизношения.
Представленные
ниже игры и упражнения направлены на решение следующих задач:
-
пополнение и активизация словаря дошкольников;
-
формирование грамматического строя речи;
-
развитие связной речи.
1.«ЭСТАФЕТА»
Цель:
активизация глагольного словаря.
Ход
игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит
какое-нибудь слово и передаёт эстафету
рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и
быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт
новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется
назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После
того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у
кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Ход
игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет,
мяукает, царапается.
2.«КАРТИНКИ
– ЗАГАДКИ»
Цель:
учить детей описывать предметы, узнавать
предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с
подбором предметов, используются имена существительные, глаголы,
прилагательные).
Дидактический
материал: картинки с предметами («Детское лото»)
Игровые
правила: Описывать и угадывать предмет.
Ход:
Из
группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны
отгадывать. Воспитатель держит в руках
коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных
предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий
подходит к воспитателю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным
детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим
водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
3.«Закончи
фразу»
Цель: учить подбирать слова противоположные по
смыслу (антонимы), учить детей понимать переносное значение слов и выражений,
которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в
связное высказывание.
Ход:
—
Закончи фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
2. Пластилин мягкий, а камень...
(твердый).
3. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
4. Ягоды смородины мелкие, а клубники...
(крупные).
5. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
6. После дождя земля сырая, а в солнечную
погоду... (сухая).
7. Покупаем картофель сырой, а едим...
(вареный).
8. Купили свежий хлеб, а на другой день он
стал... (черствый).
9.
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
—
Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом
растет; ручьи бегут; песня льется.
—
Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий);
легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые
волосы (красивые, блестящие)?
—
Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово
«злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
И
помните, что играть с детьми нужно искренне, старясь понять то, как видит мир
именно Ваш ребенок!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.09.2025
Дата обновления: 08.09.2025
Дата публикации: 08.09.2025